КУТЫРЕВ Владимир Александрович

КУТЫРЕВ Владимир Александрович (р. 24.09.1943) - спец. по методол. соц. познания, филос. проблемам техники и экологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Чкаловском районе Горьковской области. Окончил филос. ф-т МГУ(1970), асп. там же (1975).Доц. Костромского гос.пед. ин-та (1975 - 1979), Горьковской ВПШ (1979 - 1991). С 1991 - проф. кафедры филос. и культурологии Нижегородского  архитектурно-строительного ун-та. Докт. дисс.- "Комплексное  взаимодействие общенаучных методов в социальном познании" (1979). Действит. член Академии гуманитарных наук, чл.-корр. Международной Славянской академии (с 1993). Лауреат премии г.Нижний Новгород 1995 года за книгу "Естественное и искусственное: борьба миров". Лауреат премии журнала "Нижний Новгород" за лучшую публикацию в 1997 году. В 1999-2000 гг. Председатель Совета по защите кандидатских диссертаций по культурологии. В настоящее время зам. председателя Совета по защите диссертаций на соискание степени доктора философских наук. Председатель городского семинара по философии. Автор более 200 публикаций, в том числе 5 монографий.

      В трудах К. развивается идея, что общей причиной глобального кризиса человечества является обострение противоречия между естеств. и искусственным и формирование на Земле "постчеловеческой" реальности. Предотвращение  его перерастания в катастрофу обуславливается нашей способностью сдерживать экспансию техники, сохранить нишу природного бытия. Исследуются опасности космизации Земли, амбивалентность надежд на ноосферу и бессмертие, постмодернистская  трансформация  духа в разум и культуры в "тектуру". Для выживания  "традиционного человека" необходимо соблюдение границ творческой деятельности, при этом социальным ориентиром должно быть не закрытое или глобальное, а устойчивое общество. К. разрабатывает концепцию  коэволюции естеств. и искусственного миров, ставит вопрос о необходимости сопротивления дискредитации бытия и тенденциям замены онтологиии "нигитологией", выдвигает идею союза филос. с религией в защиту гуманизма против "свободы" научного разума. К. предложил проект организации философской помощи при дух. кризисах личности ("Софиотерапия"). Работы К. отличаются критическим отношением к технологизации жизни и драматическим восприятием  перспектив человека в ХХI веке. Для сохранения жизни и культуры человечество должно сделать консервативный поворот к Экологии Бытия.

 

Насколько разумна "сфера разума"? М., 1996

Соч.: Современное социальное познание. М., 1988

Универсальный эволюционизм или коэволюция?// Природа.1988. №8

Человек в "постчеловеческом мире": проблема выживания.//Общественные науки.1989. № 5

Структура и субстрат: в защиту вещно-событийной реальности.//В.МГУ. Сер. Философия.1990. №5

Утопическое и реальное в учении о ноосфере. //Природа1990. № 11

Познать  нельзя  помиловать. // Человек. 1993.№1

Осторожно, творчество! //Вопр.Филос. 1994. № 7-8

Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород. 1994.

Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала.//Вопр.Филос.1998. №5

Культура в объятиях культурологии. // Человек. 1998. № 5;

Разум против человека (философия выживания в эпоху постмодернизма).М.,1999

Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) // Вопр.Филос. 2000.№5

Всемирно-историческое значение Октябрьской (1993г.) демократической (контр)революции в России. //Свободная мысль. 2000. №9;Progress or return to the Eternal? // Temenos Academy Rewiew. Spring 2000, # 3, London Cambr.

  Культура и технология: борьба миров. М.,Прогресс-Традиция,2001

Человек в XXI веке: уходящая натура// Человек.2001. №1

Устойчивое общество, его друзья и враги

Антинаучные размышления

Культурологический смысл глобализма

 Духовность, экономизм и "после": драма взаимодейстрвия// Вопр.Филос. 2001. № 8 и др.